+7 831 282-11-66

 

arrow 8:00 – 17:00 Пн-Пт

Перезвоните мне

 

Главная / Статьи / КАК СДЕЛАТЬ ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПОЛУПРИЦЕП?

КАК СДЕЛАТЬ ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПОЛУПРИЦЕП?

Журнал «АВС» ноябрь 2005г.
КАК СДЕЛАТЬ ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПОЛУПРИЦЕП?


MS-полимеры марки Soudal широко используются в машиностроении. Клеевая сборка кузовов автобусов, троллейбусов, спецтранспорта, автомобильных прицепов и транспортных контейнеров, герметизация различных соединений- вот лишь некоторые из «специальностей» этих удивительных, универсальных препаратов. Еще совсем недавно, рассказывая о них, мы уточняли: «применяются за рубежом». Сегодня можно с уверенностью написать: «и за рубежом, и в России».


Здесь производят прицепы-ларьки с холодильной витриной и автофургоны, прицепы для передвижной торговли и цистерны, авторефрижераторы и полуприцепы с изотермическими кузовами, контейнеровозы и обычные прицепы для легковых автомобилей. «Здесь» - это на машиностроительном заводе «Тонар», что в подмосковном поселке Губино.


Помимо выпуска штатной продукции «Тонар» выполняет и индивидуальные заказы. Нужен нестандартный кунг? Пожалуйста, пригоняйте шасси. Какое? Да любое: «МАЗ», «КамАЗ», «Вольво», «Мерседес»... Требуется отремонтировать поврежденный изотермический полуприцеп? Сделают и это. Кроме того, завод снабжает потребителей запасными частями ко всей своей продукции.


В ноябре 2005 года «Тонару» исполняется 15 лет. Стаж солидный, поэтому дело свое заводчане знают до тонкостей. Но все же любопытно: чем обеспечиваются столь широкий ассортимент и гибкость производства? Причин тут несколько, но главное - это применение современных технологий и материалов. Впрочем, подробности лучше всего узнать у специалистов. К слову, «Тонар» одним из первых в России начал применять современные клеевые составы фабрики «Soudal». Предоставим слово начальнику технического отдела завода «Тонар» Валерию Белову.

 

- Да, мы действительно готовимся к пятнадцатилетнему юбилею. Все эти годы завод «Тонар» успешно работал и динамично развивался. Ассортимент наш обширен, но я хочу поговорить об основной продукции завода - изотермических автофургонах и полуприцепах.
Мы подробно изучали зарубежные технологии их производства, много думали, анализировали, экспериментировали. В результате разработали и внедрили собственные технологии сборки этих сложных и ответственных конструкций. Создали прочные и долговечные полуприцепы минимального веса, отвечающие непростым российским условиям эксплуатации.
Перейду к конкретным примерам. Сегодня завод «Тонар» предлагает рынку прицепной техники различные модификации изотермических и рефрижераторных полуприцепов длиной 13,6 м и объемом 83 куб.м.

 

Изотермический кузов устанавливается на шасси, в основе которого - мощная рама, сваренная из очень простых стальных продольных и поперечных балок. Впрочем, изделия «Тонар» могут быть установлены на любые шасси, в том числе и на зарубежные грузовые.
Сам кузов изготовлен из сэндвич-панелей. Термоизолирующим материалом служит высококачественный пенополиуретан, облицованный с двух сторон листами из оцинкованной стали. Кузов покрыт эпоксидной грунтовкой и окрашен эпоксидной эмалью.

 

Сэндвич-панели мы делаем сами, на оригинальном прессе собственного производства. Кстати, раньше при изготовлении панелей в качестве наполнителя применяли не пенополиуретан, а пенопласт. Он хуже держал тепло, панели приходилось делать более толстыми, теряя полезный объем кузова.

 

Теперь эти проблемы позади. Коэффициент теплопередачи наших сэндвич-панелей невелик. Для интересующихся назову и цифру: он не превышает 0,388 Вт/м²°град, что позволяет безопасно перевозить скоропортящиеся грузы на сколь угодно далекие расстояния. Двери фургона имеют герметичные резиновые уплотнители особой конфигурации, а штанговые запоры обеспечивают надежную фиксацию дверей при движении автомобиля.

 

А теперь о технологии сборки кузова. Как вы уже поняли, панели изготовлены по бескаркасной технологии. Значит, при сборке они должны сами играть роль силовых элементов, «держать» гигантский кузов. Но и абсолютная жесткость им противопоказана, иначе ухабы наших дорог быстро расшатают и разгерметизируют всю конструкцию.

 

Получается, что изотермическому кузову нужна прочность в сочетании с эластичностью соединений. Столь противоречивым требованиям в полной мере отвечают лишь клеевые сборочные технологии. Вот и наши панели соединены между собой металлическими профилями (цельнотянутыми уголками) с помощью высокопрочных бельгийских клеев-герметиков Soudal и заклепок. С клеевыми составами Soudal мы работаем с 1998 года.

Применяемые клеи - полиуретановые и MS-полимеры. Особу отмечу, что и те, и другие - однокомпонентные. Одно время мы пытались использовать двухкомпонентный клей, но вскоре отказались от него, и вот почему.

 

Во-первых, двухкомпонентный клей выдвигает очень высокие требования к подготовке поверхности. В частности, места нанесения клея необходимо покрывать праймером, иначе адгезии не получится. Уголки наши стальные оцинкованные. Приходилось их зачищать и потом наносить праймер. Это была очень трудоемкая и не вполне надежная операция. Клей-герметик позволил упростить и удешевить операцию нанесения, снизить трудоемкость, снивелировать недочеты, которые порой допускаются исполнителем.

 

Во-вторых, для правильного смешения компонентов требовалось специальное оборудование, а стоит оно не дешево. Кроме того, несвоевременная промывка оснастки этого оборудования по окончании работы грозила дополнительными затратами и хлопотами.

 

В-третьих, применение двухкомпонентного клея не решало задачи герметизации стыков элементов кузова. Их все равно приходилось дополнительно герметизировать однокомпонентными герметиками.

 

Применение полиуретановых клеев-герметиков и MS-полимеров Soudal сняло все перечисленные проблемы. По прочности соединений деталей они не уступают двухкомпонентным препаратам. Не требуют дорогостоящего оборудования: обычный пневматический пистолет, фольгированная "колбаса" объемом 600 мл - и, пожалуйста, работай. Необходимо отметить и другие технологические преимущества применения однокомпонентных клеев-герметиков:

 

  • применение клея-герметика позволяет на порядок уменьшить количество заклепок, а значит, снизить трудоемкость и себестоимость сборки кузова;
  • клеевое соединение в отличие от клепки или сварки обеспечивает равномерное распределение нагрузок на соединение, эластичность этого соединения;
  • клеи-герметики имеют определенную цветовую гамму, т.е. их не всегда требуется окрашивать, но при необходимости их можно и окрасить;
  • клеи-герметики хорошо выравнивают стыки соединений на видовых панелях.

 

И для эксплуатационников клеи-герметики дают положительные эффекты:

 

  • надежную герметичность и теплоизоляцию, без чего изотермический кузов представить невозможно;
  • заменив собой клепки и сварку, клеи-герметики повышают коррозионную стойкость кузова, продлевают срок его эксплуатации, улучшают внешний вид фургона;
  • MS-полимеры разрешены к применению на объектах с повышенными санитарными требованиями, т.е. в фургонах для перевозки продуктов, в передвижных торговых прицепах.

 

Наш завод не только выпускает продукцию, но и ремонтирует ее - например, после аварий. А в ДТП попадают и российские прицепы, и импортные. Нередко к нам привозят «иностранцев»: восстановите, пожалуйста. Так вот, герметики и клеи-герметики Soudal позволяют отремонтировать любую технику, полностью восстановив ее функции и оригинальный внешний вид.

 

В заключение скажу, что руководство завода постоянно вкладывает средства в развитие производственной базы, автоматизацию технологических процессов, улучшение условий труда и обеспечение социальной защищенности работников. Все сказанное позволяет выпускать продукцию европейского качества. Постоянное снижение себестоимости, невысокая цена в сравнении с аналогами обеспечивают изделиям «Тонар» устойчивую конкурентоспособность на рынке.

 

После рассказа Валерий Васильевич провел меня по цехам завода. Экскурсия получилась весьма познавательной, а значит, и полезной. Вот процесс для изготовления сэндвич-панелей. Вот шасси для изотермического полуприцепа. А вот здесь собирают сам полуприцеп: можно все увидеть воочию и даже сфотографировать.

 

Высоко на кран-балке закреплены гигантские струбцины, удерживающие боковую сяндвич-панель в вертикальном положении. Сейчас ее прикрепят к полу будущего полуприцепа.

Рабочий наносит «змейку» MS-полимера на уголок. «Змейка» длинная, ползущая вдоль всего борта - а это почти 14 метров. После нанесения клея уголок поворачивается, прижимается к панели и прошивается заклепками. Левый борт готов, бригада приступает к монтажу правого борта. После склеивания и клепки следуют герметизация и окраска кузова.

 

Увидев на дороге изотермический полуприцеп или авторефрижератор с надписью «Тонар», вспомните: перед вами добротное современное изделие, не уступающее зарубежным аналогам.

Георгий Бобров