ВЫБИРАЯ АНТИКОР, ВЫ ВПРАВЕ ЗНАТЬ...
ЮРИЙ БУЦКИЙ, кандидат технических наук
Современные автомобильные антикоррозионные материалы. .. Показателей у них множество, и все важные. Но сегодня этот список должен начинаться со слова «экологичность».
Чем обеспечивается долголетие автомобильного кузова? Во-первых, обработкой на заводском конвейере. Она включает фосфатирование, катафорез, нанесение пластизоля на сварные швь и днище, грунтование, окраску кузова и распыление антикоррозионных препаратов в его полостях. Во-вторых, дополнительной антикоррозионной обработкой и уходом за лакокрасочным покрытием.
>Поговорим о той самой дополнительной обработке. Услуги по защите полостей кузова и днища предлагаются в автосалонах при покупке автомобиля и на сервисных станциях. И потребители охотно их заказывают.
Редакции известны автосалоны, защищающие продаваемые машины на «отлично». Можно перечислить великолепные бельгийские, шведские и швейцарские материалы, упоминавшиеся в наших статьях «Вместе против коррозии».
Но можно привести и другие примеры, причем немало. В тех же статьях говорилось, что ГОСТа на автомобильные антикоррозионные материалы в России нет. Вот так: на защиту строительных конструкций, газгольдеров и трубопроводов есть, а на обработку «железных коней» — увы... Через эту нормативную брешь на рынок попадают «препараты» сомнительного происхождения.
Одни рекламируются как российский вариант именитого голландского, шведского, швей¬царского (далее — везде) материала. Другие претендуют на звание «оригинальной отечественной разработки», выполненной едва ли не всем штатом Академии наук.
Мы не против рекламы, как таковой. Но если в ней попираются азы химии и физики, то извините. В последние годы нас накрыла волна антикоррозионных мастик с цинковыми и алюминиевыми наполнителями (не путать с препаратами холодного цинкования-это совсем другое). Металлизированным мастикаам приписываются удивительные свойства. Мол это "электрохимический барьер", "аналог оцинковки" и так далее.
Давайте разбираться. Механизм цинковой защиты известен. Горячим ли. холодным способом, но цинк наносят на черный металл, на «голую» сталь. При повреждении покрытия возникает гальваническая пара. Цинк активнее железа, поэтому он «отвлекает» коррозию, медленно разрушается, а стальная панель остается в целости и сохранности.
А теперь посмотрим на автомобиль, прибывший на антикоррозионную станцию. Мастер с пистолетом. Насос качает мастику с металлической пудрой. Где же цинк соприкоснется с «голой» сталью? На днище антикор ложится на слой пластизоля, под которым — катафорезный грунт, а под ним — фосфатный слой. Откуда там возьмется гальваническая пара «железо-цинк»? В полостях «пирог» потоньше, но все равно — катафорезная пленка есть и там. При чем тут «аналог оцинковки»?
А еще есть материалы с приставкой «бронза». Некоторые СМИ радостно сообщают, что препараты «бронза» содержат измельченную бронзу. На сайте одной компании вывешен такой вот пассаж: «цинк и бронза с точки зрения электрохимии более активные металлы, чем железо».
Смешно, господа. Во-первых, бронза не металл, а сплав. Во-вторых, приведенная цитата абсурдна с точки зрения той же электрохимии. Медь, основа бронзы, в электрохимическом ряду напряжений металлов стоит ПРАВЕЕ железа, в то время как алюминий и цинк — ЛЕВЕЕ. Следовательно, бронза будет не защищать железо от коррозии, а наоборот, способствовать ей, губя кузов.
Такой вот у нас уровень рекламы. «Три по физике, два по химии». Впрочем, по физике тоже два. А ларчик-то открывается просто: не бронзу добавляют в эти препараты, а уже упоминавшийся диспергированный алюминий. Пленка такого антикора имеет золотистый, «бронзовый» цвет — отсюда и «бронза».
Спору нет, идея модификации мастики металлической пудрой неплоха. Защитная пленка получается более прочной, устойчивой к абразивным воздействиям и... все. Зачем же морочить людям головы, выдвигая на рынок полчища «бронз», «супербронз», «цинков», «бицинков» и «квадроцинков» под флагом электрохимической защиты?
Но это еще цветочки... А как обстоят дела с экологичностью антикоррозионных препаратов? Обратимся к документам. Вот объемное «Аудиторское заключение» о безопасности применения антикоррозионных покрытий. Аудит проводился кафедрой химической техлогии и промышленной экологии одного из университетов. Указан номер лицензии на право проведения экологических экспертиз, есть фамилии, подписи, печати — все как полагается.
Сравнивались швейцарский Waxoyl и препараты XXX. И оказалось, что антикоррозионыe составы XXX выделяют в окружающую среду сильные промышленные яды — дибутилфталат и псевдокумол, а в материалах Waxоуl таковых нет. Ароматических углеводородов Waxoyl выделяет в несколько раз меньше, чем XXX. И официальный вывод: с экологической и токсилогической точек зрения антикоррозионное покрытие Waxoyl более безопасно, чем XXX.
А ведь есть препараты гораздо агрессивнее XXХ. Хотя бы потому, что они дешевле. А из чего складывается дешевизна? Из невысоких цен ингредиентов, в том числе и низкокачественных растворителей с большим содержанием летучих веществ.
Фирмы, продвигающие такой товар, прекрасно осведомлены об отсутствии ГОСТа на автомобильные антикоррозионные препараты, и при случае они любят щегольнуть термином ПДК. «По фенолу мы укладываемся в ПДК...».
Хочется спросить: а в комплексе? По фенолу, бензолу, толуолу и прочим, мягко говоря, не 1езным для организма веществам? И еще: аких именно ПДК идет речь? О нормах для вредного производства, где люди уходят на пенсию в 45 лет?
Для ничего не подозревающего водителя — не круто ли будет? Жены беременной? Ребенка маленького? Мамы старенькой? А для мастера, ежедневно вдыхающего эту совокупность паров? Знаете, рентгеновское обследование в больнице тоже как бы не вредно — если делать его раз в год. А если ежедневно?
Автомобиль нам дорог. Поэтому мы защищаем его от коррозии. Но здоровье дороже. И автомобиль надо защищать не дешевыми антикорами — иначе сэкономленные деньги обернутся несоизмеримыми затратами на лечение. Так что народ вправе знать, чем обрабатывают его автомобили.
Стоп, стоп, скажет тот самый народ. Выше говорилось, что WaxoyI тоже выделяет некоторое количество «ароматики». Сколько именно? Опять обратимся к документам. Швейцарские материалы WaxoyI и бельгийские Soudal подвергались экспертизе на предмет соответствия санитарным нормам «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест». Населенных мест! Это вам не ПДК химического цеха...
Вот официальное заключение, подписанное Главным государственным санитарным врачом. В документе, в частности, говорится: «...материалы не являются источниками выделения вредных веществ в концентрациях, превышающих допустимые уровни...». Так, содержание бензола в испытуемых препаратах оказалось не более 0.001 мг/м3 при норме 0,1: ксилола — не более 0.003 мг/м3 при норме 0,2; то¬луола — не более 0,005 мг/м3 при норме 0,6. Каждый показатель — на два порядка (!) меньше допустимого.
На какой нормативной базе созданы WaxoyI и Soudal? Никакого секрета здесь нет: на базе международных и национальных стандартов. Смотришь фирменную документацию, а там сплошь и рядом почтенные аббревиатуры ISO, DIN, ASTM и даже MIL — «катехизис» качества эксплуатационных материалов для военной техники США.
Если желаете примеры, то по MIL-C-0083933 проверяются температурные свойства препарата, no ASTM B117 — стойкость в соляном тумане. А многочисленные «контроль, проверка: проверка, контроль» в процессе производства — это не что иное, как требования стандартов качества ISO 9001 и ISO 9002.
Мы начали разговор с конвейерных защитных операций. Разумеется, автозаводы заинтересованы во внедрении экологичных антикоррозионных материалов. Без этого о поставках автомобилей на экспорт можно и не мечтать. А поскольку у каждого завода есть химическая лаборатория, поставщикам антикоров говорят: «Давайте испытаем вашу продукцию».
Некоторые отказываются и исчезают. Не¬которые не выдерживают экзамена — им вежливо предлагают «подтянуть» те или иные характеристики и попытать счастья еще раз. Поставщики WaxoyI охотно соглашаются на любые испытания, которые дают неизменно хорошие результаты. Недаром «Ижмаш-Авто» использует этот материал с 2001 года.
Не будем пока называть никаких имен, но многие автогиганты, расположенные «вдоль по матушке по Волге», включая родину вождя мирового пролетариата, собираются внедрять швейцарские материалы.
Что касается рынка антикоррозионных услуг, советуем потребителям интересоваться санитарно-гигиеническими показателями выбранного продукта. И не поддаваться на посулы дешевой, чуть ли не бесплатной обработки. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А жизньдается человеку один раз, и прожить ее надобез дибутилфталата и псевдокумола.